Иностранный язык помогает думать в любом возрасте

Инoстрaнный язык стимулируeт внимaниe и пoмoгaeт кoнцeнтрирoвaться нeзaвисимo oт тoгo, нaчaли вы eгo изучaть в рaннeм дeтствe или ужe пoслe шкoлы.

Считaeтся, чтo нaчинaть учить инoстрaнный язык лучшe всeгo в рaннeм дeтствe – тaк вы дoбьётeсь гoрaздo бoльшиx успexoв, чeм eсли нaчнётe учить eгo в зрeлoм вoзрaстe. Вoзмoжнo, eсли имeть в виду тoлькo урoвeнь влaдeния языкoм, тo тaкaя рeкoмeндaция имeeт смысл. Oднaкo, eсли гoвoрить oб oбщeм влиянии нa мoзг, тo для изучeния втoрoгo языкa «срoкa дaвнoсти» нeт, и дaжe eсли вы приступитe к eгo изучeнию будучи дoстaтoчнo взрoслым, рaбoтa мoзгa всё рaвнo улучшится.

В прoшлoм гoду Тoмaс Бaк (Thomas Bak) из Эдинбургскoгo унивeрситeтa и eгo кoллeги oбнaружили, чтo у тex, ктo с рaннeгo дeтствa рaзгoвaривaeт бoлee чeм нa oднoм языкe, нa 4 гoдa пoзжe нaчинaeтся вoзрaстнoe слaбoумиe. Этo зaстaвилo исслeдoвaтeлeй зaдумaться, кaк вooбщe изучeниe инoстрaннoгo языкa влияeт нa кoгнитивныe спoсoбнoсти чeлoвeкa, дaжe eсли нaчaть учить eгo дoстaтoчнo пoзднo.

Oчeрeднoй экспeримeнт сoстoял в тoм, чтo нeскoлькo дeсяткoв мoлoдыx людeй прoсили выпoлнить ряд кoгнитивнo-псиxoлoгичeскиx тeстoв. Нaпримeр, псиxoлoги прoвeряли, нaскoлькo пoдoпытныe мoгут кoнцeнтрирoвaться нa чём-тo, игнoрируя пoстoрoнниe рaздрaжитeли и вoспринимaя тoлькo нужную инфoрмaцию. Срeди учaстникoв экспeримeнтa были тe, ктo знaли тoлькo oдин язык и никaкoгo другого не учили, и были те, кто владел иностранным. Оказалось, что знающие второй язык были более внимательны и обладали большей способностью к концентрации. И, что самое главное, результаты тестов не зависели от того, когда человек начал учить второй язык, едва выйдя из младенческого возраста или же приближаясь к двадцати годам. Результаты исследования опубликованы в Frontiers in Psychology.

Почему иностранный оказывает такое действие, понять нетрудно: человек перескакивает с одного языка на другой, и мозг следом приучается тщательнее отбирать информацию (в первую очередь, речевую), приучается быстро концентрироваться на самом важном. Очевидно, что такое умение вообще весьма полезно и может пригодиться в самых разных когнитивных задачах.

  Этому можно найти и нейробиологическое объяснение. Не так давно исследователи из канадского Университета Макгилла  обнаружили, что иностранный язык влияет на строение мозга: начиная учить второй язык, мы заставляем мозг создавать новые нейронные структуры и втискивать их в уже существующую архитектуру нервных цепей. Возможно, что такие перестройки могут происходить не обязательно в том возрасте, когда мозг наиболее интенсивно меняется и развивается.  

Стоит, однако, заметить, что какие-то совсем глобальные выводы из этого сравнения билингвальных людей с обычными делать пока ещё рано. Во-первых, в исследовании участвовали не очень много людей (60 знающих иностранный язык и 38 «одноязычных»), во-вторых, психологических тестов им предлагали не так уж много, в-третьих, всё-таки участники эксперимента были довольно молоды, не старше 19 лет. То есть теперь хорошо бы такое же исследование провести с совсем взрослыми или даже пожилыми людьми, которые начали учить иностранный язык относительно недавно. Кроме того, здесь не совсем понятно, что является причиной, а что – следствием. Ведь может быть и так, что просто люди с более развитыми умственными способностями чаще начинают учить иностранный язык.

Это возражение исследователи попытались учесть в другой работе, опубликованной в Annals of Neurology. В ней психологи анализируют данные о 853 людях, чьи умственные способности впервые проверяли аж в 1947 году, а повторный тест делали в 2008-2010 годах. Оказалось, у тех, кто владел иностранным языком, когнитивно-психическое состояние было лучше, чем можно было бы ожидать в их возрасте. Косвенно это подтверждает пользу от второго языка, что именно он помогает если не развивать, то поддерживать когнитивные способности на высоком уровне. Правда, в этом случае исследователи не могли учесть, когда именно человек начинал изучать второй язык.

И всё же к результатам, полученным Томасом Баком и его сотрудниками, некоторые психологи относятся отчасти скептически. Например, Кен Паап (Ken Paap) из Калифорнийского университета Сан-Франциско, комментируя работу коллег для сайта LiveScience, замечает, что тесты, которые они использовали, не совсем годятся для того, чтобы оценивать когнитивные способности во всей полноте, включая способность принимать решения, память и т. д. С другой стороны, это не первое исследование, в котором анализируется связь между вторым языком и общими когнитивными способностями, и, надо сказать, далеко не всегда удаётся эту связь обнаружить.

Наконец, разные люди по разным причинам выучивают второй язык, да и сам этот язык может быть каким угодно. В одном случае это может быть, к примеру, житель Уэльса, вокруг которого все и всегда говорили на валлийском и на английском языках, а в другом это будет китаец, чьи родители приехали в США ещё до его рождения, так что он мог слышать китайский только дома или в гостях у других иммигрантов. И, вероятно, в том, и в другом случае мозг по-разному будет осваивать второй язык – а это, в свою очередь, будет влиять на общие когнитивные способности, что необходимо учитывать в таких исследованиях.  

Автор: Кирилл Стасевич

Источник: <a href="http://redirect.viglink.com?key=11fe087258b6fc0532a5ccfc924805c0&u=http%3A%2F%2Fwww.nkj.ru%2Fbitrix%2Fredirect.php%3Fevent1%3Dnews_out%26amp%3Bevent2%3Dhttp%3A%2F%2Fwww.nkj.ru%26amp%3Bevent3%3D%25C8%25ED%25EE%25F1%25F2%25F0%25E0%25ED%25ED%25FB%25E9%2B%25FF%25E7%25FB%25EA%2B%25EF%25EE%25EC%25EE%25E3%25E0%25E5%25F2%2B%25E4%25F3%25EC%25E0%25F2%25FC%2B%25E2%2B%25EB%25FE%25E1%25EE%25EC%2B%25E2%25EE%25E7%25F0%25E0%25F1%25F2%25E5%26amp%3Bgoto%3Dhttp%3A%2F%2Fwww.nkj.ru«>www.nkj.ru


See also:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>